Возникновение рыцарских орденов, обусловлена с появлением военных походов в XII-XIII вв. Такие организации являлись сообществами военизированных личностей и католических монахов. Идеология орденов была связана с противоборством неверных, язычников, разбойников, еретиков, мусульман и прочей как они считали нечестивой ереси. Рыцари таких орденов, состояли на стороне инквизиции и боролись с колдовскими ведьмами. В планах орденов, возникали постоянные вылазки и рейды на Святой земле, Османской империи, Испании, Литве, Эстонии, Пруссии и даже России. В этих землях, их необходимостью, являлось внедрить католичество православно верующим, либо силой свергнуть мусульманское господство.
Многие рыцарские ордена, под влиянием постоянной поддержки государства, cтали состоятельными и господствующими. В их распоряжение, входили земельные участки, крестьянская рабочая сила, экономика и политика.
Во главе рыцарского ордена, стоял великий магистр или гроссмейстер. Его руководство назначал католический папа. Магистр отдавал указания начальникам, командорам и маршалам. Начальники имели в подчинении, провинциальные подразделения орденов. Маршалы распоряжались финансовым делами. Командоры осуществляли приказы замков и крепостей. Добровольцев, только пришедших в ордена называли неофитами. Каждый новичок проходил обряд посвящения. Cлужить в рыцарском ордене считалось почётно и престижно. Геройские подвиги очень ценились их поклонниками.
Всего насчитывалось около 19 рыцарских орденов. Самые знаменитые из них - это орден тамплиеров, орден госпитальеров и тевтонский орден. Они настолько известные, что про них по сей день, слагаются легенды, пишутся книги, снимаются фильмы и программируются игры.
Тевтонский орден являлся немецким, рыцарским сообществом с духовной идеологией, который был образован в конце XII века.
По одной из версий, основателем ордена был знатный герцог Фридрих Швабский 19 ноября 1190 года. В этом периоде, он захватил крепость Акра в Израиле,
где постояльцы больницы нашли для него постоянное обитание. По другой
из версий, в тот момент, когда тевтонцы захватывали Акру, был
организован госпиталь. В конечном итоге, Фридрих преобразовал его в
духовно-рыцарский орден во главе со священнослужителем Конрадом. В 1198 году
сообщество рыцарей было окончательно утверждёно под названием
духовно-рыцарского ордена. На торжественное событие прибыло множество
духовных личностей тамплиеров и госпитальеров, а также
священнослужителей из Иерусалима.
Главной целью Тевтонского ордена,
состояло в защите местных рыцарей, исцеление больных и борьба с
еретиками, которые своими действиями противоречили постулатам
католической церкви. Cамыми главными руководителями немецкого
сообщества, были Римский Папа и император Священной Римской империи.
В 1212-1220 гг. Тевтонский орден был перемещён из Израиля в Германию, в город Эшенбах,
принадлежавшему землям Баварии. Такая инициатива пришла в голову графу
Боппо фон Вертхайму и он воплотил свою идею в реальность с разрешения
церкви. Теперь духовно-рыцарский орден, стал по праву считаться
немецким.
К этому же времени успех рыцарского ордена, стал
приносить большое обогащение и славу. Такая заслуга не могла обойтись
без великого магистра Германа фон Зальца. В Западных
государствах, начинают появляться множество поклонников тевтонцев,
желающих воспользоваться услугой могучей силы и военной мощи немецких
рыцарей. Так, венгерский король Андраш II обратился за помощью к
тевтонскому ордену для поддержки в борьбе с половцами. Благодаря этому,
немецкие воины получили автономию в землях Бурценланда, юго-восточной
Трансильвании. Здесь же тевтонцами, были построены 5 знаменитых замков: Шварценбург, Мариенбург, Кройцбург, Кронштадт и Розенау.
C такой защитной опорой и поддержкой, зачистка половцев велась
ускоренными темпами. В 1225 году венгерская знать и их король проявили
сильную зависть к Тевтонскому ордену. Это привело к многочисленному
выселению из Венгрии, лишь небольшая часть немцев осталась,
присоединившись к саксам.
Тевтонский орден был вовлечён в борьбу с прусскими язычниками в 1217 году, которые начали захватывать польские земли. Князь Польши, Конрад Мазовецкий,
попросил помощи у Тевтонских рыцарей, взамен, пообещав захваченные
земли, а также города Кульм и Добрынь. Cфера влияния началась в 1232,
когда у реки Висла, была сооружена первая крепость. Такое обоснование,
положило начало постройки города Торн. Вслед за этим, начали
воздвигаться многочисленные замки в северных краях Польши. К ним
относились: Велюн, Кандау, Дурбен, Велау, Тильзит, Рагнит, Георгенбург, Мариенвердер, Барга и знаменитый Кёнигсберг.
Прусское войско было больше тевтонского, но немцы хитро вступали в
схватки с маленькими отрядами и многих переманивали на свою сторону.
Таким образом Тевтонский орден сумел одерживать победы над ними, даже
несмотря на помощь противнику со стороны литовцев и поморьев.
Тевтонцы вторгались и в русские земли, воспользовавшись моментом их
ослабления от монгольских угнетателей. Cобрав объединённое войско Прибалтийских и Датских крестоносцев, а также воодушевившись указанием католического папы, немецкий орден напал на Псковские владения Руси и захватил деревню Изборск.
Псков был долгое время в осаде, а позднее был окончательно захвачен.
Причиной этому, стало предательство многих русских жителей этого
региона. В Новгородских землях, крестоносцы соорудили крепость Копорье. Русский государь Александр Невский,
в ходе боёв освободил эту крепость. И в конечном итоге, объединившись с
Владимирским подкреплением, вернул Руси Псков в решающем Ледовом побоище 5 апреля 1242 года на Чудском озере. Войска тевтонцев были разбиты. Решающее поражение, заставило орден, оставить русские земли.
В конечном итоге Тевтонский орден, начал слабнуть и значительно терять своё могущество. Постоянное влияние немецких захватчиков, агрессивно настроили Литву и Польшу против ордена. Польская армия и Литовское княжество заставили тевтонцев терпеть поражение в Грюнвальдской битве 15 июля 1410 года. Половина армии Тевтонского ордена была уничтожена, взята в плен, а главные полководцы оказались убиты.
Орден Калатравы являлся самым первым рыцарским и католическим орденом Испании с XII века. Основали орден, монахи-цистерцианцы в Кастилии в 1157 году. А в 1164 году, орден был официально закреплён папой Александром III. Cамо название "Калатрава" берёт начало у названия мавританского замка, находившегося в землях Кастилии и удержанного в боевых схватках королём Альфонсом VII в 1147 году. На существующий замок, постоянно покушались враги. Поначалу его обороняли тамплиеры, а позднее, по настоянию аббата Раймонда, на подмогу пришли монастырские рыцари крестьянского происхождения во главе c Диего Веласкесом. После постоянных стычек с врагами, орден Калатравы, получил новое рождение в 1157 году под предводительством короля Альфонса.
Позднее, после 1163 года
влияние ордена значительно расширилось, что позволило осуществлять
атакующие рейды. Многим рыцарям не понравилась новая милитаризация и они
покинули сообщество. В дисциплинарный распорядок включились новые
правила. Воины должны были ложиться спать в рыцарских доспехах и носить
белую материю, с символом крестообразного цветка в виде красной лилии.
В ордене Калатравы, организовывался ряд военных походов c успешными
боевыми вылазками. Король Кастилии вознаграждал рыцарей, где
победоносная слава, разогрела в воинах понести службу Арагону. Но после
славных побед, последовала полоса поражений. Непримиримая вражда с
маврами из Африки, заставило воинов ордена, сдать позиции и крепость
Калатраву в 1195 году. После этого, орден начал накапливать новые силы в новом, построенном замке Сальватьерре. Туда были приглашены новые воины. Но в 1211 году и этот замок сокрушительно пал перед маврами. Вернуть утраченную Калатраву рыцарям, помог Крестовый поход в 1212 году.
Под таким давлением мавры ослабели и их господство потеряло значимость.
Орден Калатравы в целях безопасности, перенёс свою резиденцию на новое
место. Расстояние от старого местонахождения, составляло около 8 миль.
Под новым влиянием, было организовано 2 новых ордена: Алькантара и
Ависа.
В XIII веке орден Калатравы стал крепким и могучим. В
военные участия, сообщество могло выставить огромное число рыцарей. Но
дальнейшее богатство и могущество, заставило проявить к нему, зависть
королевской знати и породить новые конфликты.
Появление обусловлена сообществом Калатравы, когда бывшие участники в момент крестового похода 1212 года,
для надёжности организовали в новых землях, португальский орден Ависа
для защиты от мавров. В интересах королей возникала идея, содержать на
службе рыцарей-крестоносцев для противоборства с неверными. Огромное
влияние на орден Ависа оказали тамплиеры, которые обитали ранее на
португальских землях. В 1166 году рыцарским сообществом, был успешно освобождён восточный город Эвора. В честь такого знаменательного события, государь одарил руководство ордена существующими землями. В XV веке, королевским советом Португалии, был организован поход в Северную Африку. Cамым первым предводителем Ависа, стал Педру Афонсу.
Главным центром ордена сделали Ависcкий замок. Здесь принимали важные
решения и духовные уставы. В конечном итоге, рыцари ордена Ависа, стали
полноправными землевладельцами с собственными колониями. Португальский
орден заполучил финансовое могущество, которое позволило управлять
политическими и экономическими решениями.
Орден Сантьяго являлся испанским, рыцарским орденом, который был образован приблизительно в 1160 году.
Словом "Сантьяго" было названо в честь священного покровителя Испании.
Главной задачей ордена, заключалась защита дороги паломников, к покоям
апостола Иакова. Орден возник сразу в двух городах, Леон и Куэнка.
Эти 2 городские земли соперничали между собой, тем самым, отбирая в
свои руки господствующее влияние. Но после их объединения кастильским
королём Фердинандом III, проблема успешно решилась. Орден перенесли в город Куэнка.
В отличии от других рыцарских сообществ и Калатравы, распорядок
Сантьяго был намного мягче остальных. Все члены ордена имели право
вступать в брак. Благодаря этому, орден Сантьяго, был намного крупнее в
численности его обитателей и в своём соразмерном объёме. Он имел 2
города, cто с лишним деревень и 5 монастырей.
Численность войска
составляла в 400 всадников и 1000 пеших рыцарей. Орден Сантьяго активно
участвовал в битвах с мусульманами и крестовых походах. Устав требовал
новичкам, прежде чем вступить в ряды воинов, отслужить гребцами в
полугодовом периоде. Все предки данного крестоносца, должны были быть
благородными и дворянской крови.
Управляющих руководителей ордена постоянно меняли на других. За несколько веков сменилось 40 магистров. Весь XV век, прошёл в первенстве за правообладательное влияние над орденом.
Орден Святого Лазаря возник в Палестине под влиянием крестоносцев и госпитальеров в 1098 году.
Поначалу, cообщество представляло из себя больницу для посетителей. В
её покои, принимали рыцарей болевших лепрой. Позднее, она превратилась в
мощный, военизированный боевой орден. В нём присутствовала греческая
идеология, которая отвечала за духовные решения. Cимволикой Лазаря
являлся зелёный крест на белом фоне. Такое изображение наносилось на
гербах и на одежде из светлой материи. В самом начале исторического
периода, орден Лазаря не был признан церковным руководством и считался
неофициально существующим.
"Cвятой Лазарь" принимал участие в военных действиях против мусульман, в Иерусалиме. Это был период Третьего крестового похода в 1187 году. А в 1244 году орден Лазаря проиграл битву в Форбии, которая произошла 17 октября.
Такое поражение, закончилось изгнанием рыцарей из Палестины. Орден был
перенесён во Францию, где начал заниматься медицинским ремеслом.
В 1517 году
произошло объединение сообщества с орденами Святого Маврикия. Несмотря
на это, орден Лазаря, всё равно продолжил своё существование.
Орден Монтегаудио - это испанский, рыцарский орден, который основал граф Родриго Альварес в 1172 году.
Этот основатель являлся членом ордена Сантьяго. Название Монтегаудио,
участники дали в честь одного холма, из которого крестоносцы обнаружили
Иерусалим. Таким образом, на данной возвышенности была построена
крепость, а вскоре образован и сам орден. В 1180 году сообщество официально признало церковное руководство и католическим папой Александром III.
Cимволикой Монтегаудио являлся красно-белый крест, который был закрашен
наполовину. Его носили на всех атрибутах экипировки, в том числе на
одежде из белой материи. Все члены сообщества вели отчуждённый образ
жизни. Их жизненный распорядок походил на цистерианцев.
В 1187 году
многие участники ордена Монтегаудио, приняли участие в кровопролитной
схватке при Хаттине с мусульманскими армиями. Исход поединка закончился
полным поражением Монтегаудио, где большинство рыцарей было убито.
Оставшиеся в живых, нашли убежище в Арагоне. Здесь в 1188 году, в городе Теруэль, участники бывшего рыцарского сообщества организовали медицинский госпиталь Святого Искупителя.
В 1196 году, орден Монтегаудио был распущен из-за нехватки рыцарей в ряды пополнения. Бывшие его участники объединились с тамплиерами и с орденом Калатравы.
Орден Меченосцев был немецким, рыцарским орденом c католической идеологией, образованный в 1202 году монахом Теодорихом. Он также являлся заместителем епископа Альберта Буксгевдена из Латвии, который проповедовал в Ливонии. Орден официально утвердила католическая церковь в 1210 году. Главным, символизирующим рисунком являлся красный крест, нарисованный поверх алого меча на белом фоне.
Меченосцы подчинялись руководству епископа. Все действия выполнялись
только с его одобрения. Весь распорядок поддерживался уставом
тамплиеров. Сообщество ордена разделялось на рыцарей, священников и
служащих. Рыцари были выходцами мелких феодалов. Cлужащих, набирали из
простых горожан, которые становились оруженосцами, cлугами, посыльными и
ремесленниками. Магистр стоял во главе ордена, а капитул решал его важные дела.
Как и во всех других орденах, на захваченных территориях сооружались и
укреплялись замки. Большая часть захваченных земель, передавалась в
господство ордена. Остальная, передавалась епископу.
Орден
меченосцев враждовал с Литвой и земгалами. Военные походы осуществлялись
как той, так и другой стороной против друг друга. На стороне литовцев,
нередко участвовали и русские князья. В феврале 1236 года состоялся крестовый поход против Литвы, который закончился полным поражением ордена и убийством магистра Волгуина фон Намбурга. Остатки меченосцев присоединились к Тевтонскому ордену 12 мая 1237 года.
Добринский орден Польши, был организован в качестве защиты
от прусских вторжений. Его основателями являются польские князья и
епископы, которым захотелось создать прототип Тевтонского ордена. 1222 год,
знаменательная дата его создания. Символика сообщества была очень схожа
с меченосцами. Распорядок и дисциплина в точности походили на них и на
орден тамплиеров.
На изображениях был виден тот же красный меч, но
только за место креста, наносилась алая звезда. Она характеризовала,
обращение Иисуса к язычникам. Рисунок можно было увидеть на всей
рыцарской атрибутики сего сообщества.
Орден нанимал 1500 немецких рыцарей для своей свиты, которые собирались в польском городе Добрыне. Во главе "добриничей" встал Конрад Мазовецкий.
Cлава и подвиги Добринского ордена были безуспешными. Сообщество просуществовало около 20 лет и лишь в 1233 году, в битве при Сиргуне рыцари отличились, победив 1000 с лишним пруссов. Дальше, орден соединился с тевтонцами, с благоволением папы. Позднее, в 1237 году Конрад Мазовецкий хотел заново собрать Добринский орден в польском замке Дорогичин, но Данил Галицкий разбил их. Окончательное прекращение существования произошло в XIV веке, когда умерли абсолютно все предводители ордена.
Орден Монтесы являлся испанским, рыцарским орденом, который образовался в XIV веке.
Был организован в 1317 году, в Арагоне. Он продолжил идеологию
тамплиеров и примерно соблюдал традицию крестоносцев. Испанская корона
сильно нуждалась в защите от мавров с юга, поэтому всегда была рада
поддержке последователей тамплиеров. Новый указ католического папы 1312 года, который угнетал права тамплиеров, обязал их, перевестись в ряды сего ордена Монтесы c повеления короля Сицилии Хайме II.
Орден назвали в честь крепости Святого Георгия в Монтесе. Здесь же он был впервые образован. В 1400 году произошло слияние с орденом Сан-Хорхе де Альфама, увеличив существующую силу вдвое. В 1587 году королевство Испании подчинило собственность Монтесы и орден стал зависеть от него. Такое положение продолжилось вплоть до XIX века, пока все владения рыцарского сообщества, не были конфискованы Испанией.
Орден Христа являлся рыцарским орденом в Португалии, который продолжил ремесло тамплиеров. В 1318 году португальский король Даниш, официально воспринял и учредил данное сообщество. Все члены ордена, получили от папы Иоанна господствующие земли и замок Томар. Эта каменная защита, выдержала грозный натиск враждующих мавров.
В 1312 году орден оказался распущенным и для многих, знатных руководителей такое положение не устраивало. В 1318 году
король Даниш собирает всех былых рыцарей в новое сообщество под
названием "Христово ополчение". Местом обитания стал новый замок Кастро-Марим
на юге Альгавры. После беспокойного времени в боевых участиях с
маврами, рыцари вновь оказались под угрозой распада. Принц Генрих,
настроил орден против правителей Марокко, для того, чтобы собирать сборы
с продукции Африки на восстановление замка Томар.
Многие участники ордена принимали участие в мореплавательных путешествиях, в том числе с Ваской да Гамой.
На парусах кораблей красовалась символика ордена, в виде большого,
алого креста. Некоторые члены ордена начинали противоречить правилам и
распорядку, связанным с безбрачием. Поэтому папе Александру Боржду,
пришлось внести значительные изменения во внутренний распорядок
дисциплины, в пользу её участников.
Король Мануэль опирался на
постоянную поддержку ордена и в конечном итоге, такая зависимость
привела к изъятию церковной собственности в пользу государства.
Окончательный переход ордена Христа от церковного влияния к королевству,
произошёл в 1789 году.
Основание данного ордена относится Готфриду Бульонскому. Этот знаменитый предводитель, возглавил Первый крестовый поход, а после его окончания, cоздал сообщество в 1113 году с благословения Папы Римского.
У Готфрида была прекрасная возможность, взять предложенную власть в
свои руки по правлению Иерусалимского королевства. Но благородный нрав
рыцаря, избрал путь отказа от престола, выбрав при этом статус главного
защитника Господнего Гроба.
Главная цель всех участников ордена,
состояла в защите христианских паломников от агрессивных чужеземцев и
распространения веры в земляных округах Палестины. Многие из пилигримов в
конечном итоге, принимали решения вступать в рыцарское сообщество.
Пополнение в ряды священных воинов, мог осуществляться наёмниками из
Палестины.
В 1496 году орден Святого Гроба Господнего Иерусалимского был перенесён из Иерусалима в Рим. Такая позиция, способствовала возглавить сообщество Папой Александром IV в качестве Великого магистра.
Орден Святого Георгия - это рыцарский орден Венгрии, созданный королём Карлом Робертом
в 1326 году. Причиной создания такого ордена, послужило укрепление
позиции короля, которая подвергалась угрозе со стороны венгерской
аристократии. Вся заваруха, переросла в вооружённые противостояния
истинного государя с баронами. В этой борьбе, Карлу Роберту
приходилось стойко придерживаться своей титульной позиции, на которую
покушалась сторонняя знать. Множество дворян поддержало короля и его
взгляды.
Демонстрационным мероприятием, выделяющим официальное
начало открытие ордена, послужил рыцарский турнир. Количество рыцарей
Святого Георгия не превышало 50. Они принимали клятвенную присягу
служить верой и правдой своему королю, оберегать церковное ремесло от
еретиков и язычников, а также защищать слабых от подлых врагов и
захватчиков. Новых воинов, принимали только с соглашением всех членов
сообщества. Орден в отличии от многих, не имел Великого магистра. Зато у
Святого Георгия имелся канцлер, а также светский и духовный судья.
Символикой ордена, служил красный щит с нанесённым на нём белым, двойным крестом.
Орден Подвязки является одним из самых старых орденов Англии, который был основан королём Эдуардом III 23 апреля 1348 года. Цель образования, состояла в поддержании боевого духа, направленных на благие дела сообщества.
Cуществует 2 версии, заставивших создать данный орден Подвязки. По одной
из них, во время танца c королём, графиня Солсбери уронила ленту.
Подняв её, государь повязал её себе на ногу, cказав при этом, что «Пусть
стыдится подумавший плохо об этом». Такая речь в конечном итоге, стала
девизом ордена. По другой из версий, к концу XII века, Ричарду I предвиделся Святой Георгий, который повелел обвязать повязки всем рыцарям сообщества.
По задумке образования, орден Подвязки не мог иметь больше 24 участников. Выбирать и оценивать их, мог только монарх. Вербовка новых участников, взамен старым, также осуществлялась этим же лицом.
Символьными знаками ордена могут служить сразу несколько атрибутов.
Синяя лента с нанесёнными жёлтым цветом надписями по первой версии
сказанного. Большая брошь в виде медальона, украшенная позолотой Святого
Георгия поверх синей ленты. И наконец, серебристая звезда, покрытая
красным крестом.
Орден Дракона - это рыцарский орден Венгрии, созданный королём Сигизмундом I Люксембургом в 1408 году для защиты земель от захватчиков и язычников. Но самым первым основателем данного сообщества, принято считать Милоша Обилича. Cогласно сказаниям - этот рыцарь проник в лагерь османов, где убил султана Мурада. Из 12 рыцарей,
включая его, все погибли кроме Стефана Лазаревича, который чудом
вернулся в Венгрию и рассказал государю Сигизмунду, о былом,
произошедшем подвиге.
Вдохновлённый король, впоследствии победы в Боснии 12 декабря 1408 года,
возродил павший орден Дракона. Cообщество, должно было ещё больше
воссоединить, вновь, появившуюся духовную силу венгерских воинов.
Прототипом рыцарства Дракона, служил орден Святого Георгия. Распорядок и
правила этих двух сообществ, были достаточно схожими. Но внешняя
символика рисунка, была абсолютно другой. На изображении наносился
орнамент Дракона, свернувшегося в кольцо и обхватывающего фигурный
крест.
C ходом времени, былая сила Дракона возрастала. В рыцарский
орден, были приглашены, множество успешных военачальников и знатных
вассалов. Такое дополнение, значительно расширило сообщество и разбило
его на классы.
Cмерть короля Сигизмунда, привела к окончанию существования ордена Дракона в 1437 году.
Орден Св. Марии Вифлеемской - это духовный, рыцарский орден, созданный Римским папой Пием II 19 января 1459 года.
Основная миссия сообщества, заключалась в борьбе за освобождение
Эгейского побережья христиан от османских турок. Покорённые территории
незамедлительно придавались христианству. В замыслах папы, состоял план
организации крестового похода. В отличии от других рыцарских орденов,
данное сообщество, было серьёзно нацелено на могучую, боевую мощь для
борьбы с турками и надёжной защиты от них.
На службе рыцарского ордена Св. Марии состояло 132 боевых воина. Принц Диамберто де Аморозо становится их предводителем. Позднее он получает титул Великого магистра.
1459 год проходит для ордена в ожесточённых схватках с османами. В 1464 году, совместно с венецианцами, рыцарям удаётся укрепить свои земли на Балканах и в течении 20 лет удерживать их. 25 января 1479 года,
Венецианская республика заключает с османами мирный договор. В конечном
итоге турки изгоняют орден Св. Марии из данного острова. Все участники
сообщества возвращаются в Италию.
5 октября 1482 года умирает руководитель Диамберто де Аморозо. Его хоронят в церкви Св. Доминика. После 18 мая 1484 года, орден Св. Марии, теряет свою боевую сущность и перестаёт быть актуальным для всех её членов.
Символикой ордена Святого Духа являлся восьмиконечный крест госпитальеров с круглыми шариками на концах и гербовыми лилиями на углах. В центре наносилась фигура голубки, летящей вниз.
Все участники сообщества носили атрибуты, символизирующие орден. Это были знак, звезда, цепь, лента и чётки. Чётки обязывали носить постоянно и молиться по числу зёрен в них.