Первые рыцари

Первые рыцари. В IV веке н.э. Западная Римская империя пала под ударами варваров - германских племён. Многочисленная часть Европы была завоёвана франками. В 800 г. их король Карл Великий стал императором. Многочисленные военные походы нуждались в увеличении числа конницы. Карл и его предшественники, жаловали всадникам новые земли. В IX веке империя Карла распалась. Европа поделилась на много враждующих государств. Крестьяне стали зависимыми от богатых землевладельцев и им пришлось работать на их землях. Воины, служившие у богатых личностей, оберегали крестьян от враждебных набегов. Таким образом в Европе зародилась феодальная система, при котором владельцы земель служили сеньору за полученные от него земли - феоды и были связаны клятвой верности. И землевладельцы, и служившие им вассалы считались - рыцари. К XI веку рыцарство обрело определённость: зависимые крестьяне трудились на рыцаря, а тот нёс службу знати (графу, герцогу или королю).

Сердце рыцаря

Сердце рыцаря. В малом (примерно 7-летнем) возрасте мальчика знатного происхождения отдавали жить родственнику, в качестве пажа,где он обучался дисциплинарным манерам. Будучи подростком юноша становился оруженосцем рыцаря и набирался навыком владения боя (метания дротиков,cтойкости,поднятия тяжестей, акробатики, борьбе, бою с различным видом холодного оружия) и ухода за военными атрибутами. Оруженосец помогал одевать рыцарю доспехи и даже прикрывал его в случае ранения. При исполнении 20-летнего возраста юноша,овладевший всем мастерством посвящался в рыцари.

Доспехи рыцаря

Доспехи рыцаря. Самым ранним рыцарским доспехом являлась кольчуга,которая состояла из множества переплетённых между собой металлических колечек. В XII веке к рыцарскому снаряжению добавились длинные рукава и шаровары. Под кольчугу надевали прикреплённый материал, который смягчал удары. В XIV веке руки и ноги рыцаря защищали металлические щитки, а туловище - латы. В это время у некоторых рыцарей начали появляться пластинчатые доспехи весом в более чем 20 кг. Вес доспехов распределялся так, чтобы воин мог полноценно двигаться и вести бой. Изнутри пластины двигались друг относительно друга и не препятствовали телодвижению рыцаря. В одном металлическом костюме пластины склёпывались и вращались в точке стыка,когда в другом крепились на штифтах, с помощью которых можно было разъединять отдельные их части. Подвижность воина осуществлялась с помощью внутренних, кожанных ремней и цилиндрических частей, которые соединялись между собой и беспрепятственно поворачивались. К XV веку в рыцарстве полностью "закрепились" сплошные, пластинчатые доспехи. Острые наконечники орудий скользили по поверхностям доспехов, что значительно уменьшало силу ударов. У снаряжения образовалась некая мода, при котором на пластины мастера наносили рисунки,красили и наносили позолоту. Так рыцари средневековья наделялись своего рода украшениями.

  Первые рыцари надевали боевое облачение собственноручно (одевали кольчугу через голову и застёгивали доспехи на своём туловище). При появлении пластинчатой брони,облачаться воину приходилось при помощи оруженосца. Рыцарские доспехи крепились на тело с помощью шнуровки, ремней и застёжек. Только надёжная защищённость железной бронёй, могла осуществлять выход рыцаря на полную боевую готовность.

Оружие рыцаря

Оружие рыцаря. Несомненно, что главным оружием и символом рыцарства был меч. До конца XIII века воины бились режущими мечами, но вот когда у рыцарей появилась пластинчатая броня, то режущие мечи уступили место колющим, которые пробивали доспехи между плаcтинами. Для оглушающего удара иногда использовали палицу, но по началу  рыцарь на коне с разбегу атаковал врага копьём. В средние века копья удлинялись, а позднее ни них появились маленькие, круглые щитки, которые прикрывали руку. В бою также использовались короткие топоры у всадников, а у пехотинцев длинные, двуручные топоры.

Рыцарь фото

Копьё

Иногда в бою воины выстраивали целую "колючую" барикаду из высталенных наперёд копий, что позволяло в какой-то мере остановить натиск бегущей конницы. Поэтому атакующая армия противника старалась поначалу сбить пикинёров, чтобы те не мешали остановить их быстрых всадников.

Лук и арбалет

Лучник мог достигать скорость до 12 выстрелов в минуту(стрелы большого лука достигали далность стрельбы до 300 м), а арбалетчик всего 2 выстрела за это время. Но стрелы арбалета били сильнее. Иногда натяжение арбалета требовало очень большой физической силы, да такой большой, что стрелкам приходилось использовать для этого специальные приспособления. Стрельба из арбалета требовало гораздо меньшей подготовки, чем из лука.

Рыцарские турниры

Рыцарский Турнир - это средневековое состязание,в котором принимали участие рыцари во всей Западной Европе. Впервые появились во Франции во второй половине XI века. Рыцарские турниры придумал француз Жоффруа де Прейли в 1066 году. На состязаниях воины демонстрировали свои навыки владения холодным оружием. Турниры организовывались людьми знатного происхождения (бароном, герцогом или самим королём) в честь знаменательных или праздничных событий в текущий период времени. На состязания стекались рыцари со всех уголков Западной Европы, которые проводились на открытых аренах со множеством количеством народу. Для турниров избиралась специальная земля, над ней строилась четырёхугольная, большая постройка под названием ристалище. За организацией и правилами состязания строго следили герольды в распоряжении которых входил весь распорядок прохождения зрелищ. Принимать участие в турнирах имел право человек у которого был титул рыцаря.
 В состав турнира входил: поединок на копьях, где выигрывал тот, кто сбивал другого с седла, либо ломал своё копьё о другого противника. Последующей частью состязаний была битва двух, враждующих отрядов с различными заданиями, главной целью которых было взять противников в плен, отнять оружие и коней, заставлять побеждённых платить выкуп. В перечисленных испытаниях определялись главные качества рыцаря.
В случае победы воина награждали, назвав имя победителя и за свою заслугу он мог полное право выбрать королеву турнира. Нередко рыцарские турниры заканчивались гибелью или тяжёлым ранением участников. Все героические качества, которые были связаны с опасностью выражали доблесть рыцаря.

Рыцарские гербы

Герб - это нанесённое изображение на существующую поверхность, которое показывает символику, характеризующую  статус её владельца или земли. Такой рисунок, чаще всего мог наноситься в эпоху Средневековья, на флагах и щитах, во время рыцарских турниров. Но с самого начала, эмблемы начали появляться в период крестовых походов, начиная с 1120 года. Распознать рыцаря, облачённого в стальные доспехи и закрытый шлем было практически невозможно. Так, в голову пришла идея, создать рисунки с опознавательными знаками.

  Первые нанесённые изображения, были достаточно простыми и не содержали сложных орнаментов. Гербы могли передаваться по наследству от отца к сыну. После 1180 года символика начала распространяться в города. Эмблему могли иметь населённые пункты, ремесленные мастерские, религиозные общины и даже церковные служители. Появились даже штамповые печати, имеющие такое же изображение, что и гербы.

  В рыцарских турнирах, гербовым рисункам отводилась определённая роль. Перед состязаниями, устраивались целые парады разнообразных изображений с вступительным, духовым аккомпанементом. В такие праздничные зрелища, живописными рисунками украшали: знамёна, лошадей, покрывала, копья, доспехи, плащи и разнообразные накидки.

  Символ той или иной принадлежности красивого рисунка, демонстрировали участники, представляющие честь своего сеньора или рыцаря. Переодевшись в шкуры животных или фантастических существ, они почётно несли большое знамя. В моду входят изображения с щитодержателями. На них наносились рисунки с львами, драконами, cобаками, птицами или просто людьми, которые держат щит. Такие орнаменты, ещё больше подчёркивали духовную силу её совладельца.

  К XVIII веку популярность гербов значительно снижается, а вскоре и вовсе вытесняется с появлением мелких украшений в виде монограмм, значков и орденов.

Рыцарский шлем

С древнейших времён, человеку была необходима защиты головы с появлением холодного оружия. Дубины, копья, каменные молотки и топоры, в ходе войн между различными государствами, внедрили воинам придумать рыцарский шлем. Сам термин "рыцарь" и "рыцарский" появился лишь в более поздние средневековые времена. А до этого, в древнейшие века шлем называли "защитным головным убором". Первые экземпляры мастерили из материала кожи, дерева, шкур животных и даже бумаги. Их можно было встретить у древних народов Шумер, Египта, Ассирии и кочевников, начиная с III тысячелетия до н. э. После того, как научились изготавливать металл, шлем постепенно начинал приобретать стальной материал. Шлем значительно изменялся в форме и у разных народов он приобретал своеобразные фигуры.
  Самым впечатляющим являлся средиземноморский шлем народов Древней Греции и Рима. По дизайну, его легко узнать по гребню, высоко взъерошенному вверх. У богатырей на Руси, шлемы представляли из себя полусферическую форму, похожих на церковные купола. Их называли ерихонками и шеломами. В странах Азии и Востока, тоже появилась  своеобразная защита головы. Прилбицы и мисюрки имели бармицу (кольчужную накидку, закрывающую шею, плечи и затылок).
Сфероцилиндрические и шаровидные шлемы, тоже отличались уникальностью. Их заострённые концы сверху имели забавную рельефность.
  В средние века, в Европе появляются множество различных рыцарских шлемов со своими личными названиями. Шлем рыцаря мог отличаться своеобразной уникальностью. C каждым их них, читатель может подробно познакомиться, в нижних заголовках.

Армет

Армет - это закрытый рыцарский шлем XV-XVI вв. Его можно назвать самым стандартным шлемом, который можно было бы увидеть на рыцаре. Впервые появился в Италии, а позднее такой шлем распространился в Германию, Францию и другие западно-средневековые государства. Имеет шарообразный внешний вид округлой формы, впереди клювовидный выступ с прорезями для глаз и дыхательных путей.
 При разборке имел очень интересную структуру. По бокам щёк, собирались левые и правые пластины в единое целое. Забрало поднималось наверх и обеспечивало передышку для рыцаря вне боя. Шея и затылок, имели удлинённое продолжение низа. Это обеспечивало ещё большую надёжность при защите головы.Хотя более поздние варианты, уже не имели такого удлинения.
 С течение исторического времени, армет потерпел существенное изменение своего внешнего вида. Клюв шлема стал значительно удлиняться, а иногда иметь заострённые концы с несколькими углами. Существовал также максимильанский вариант в виде стальной мимики лица, прозванный в честь императора Максимилиана, который разработал такой вот дизайн армета в 1510 году.

Барбют

Барбют - (англ. Barbute итал. Barbotto) - итальянский пехотный шлем XV в., в значительной мере закрывающий лицо за счёт развитых нащёчников. Шлем имел Т-образный вырез в передней части лица для глаз и дыхательных путей воина. Верхняя часть имела полусферическую форму с небольшим гребнем в центре для обеспечения соскальзывания рубящих ударов холодными орудиями сверху. Лицевая часть шлема могла незначительно прикрыть лицо от колющих и режущих ударов,но не так сильно если бы на этом месте находилось "забрало с маской" или узкие вырезы (в виде щелей) например как у топфхелма.
Барбюты ковались разной формы - от полностью открывающих лицо до полностью закрывающих его, он был чисто пехотным шлемом.

Бацинет

Бацинет (Bascinet) - это  рыцарский шлем XIV века, с выпуклой частью в области носа. Он является самым заманчивым разновидностью шлема. Самые ранние образцы, представляли из-себя вспомогательное дополнение под более огромный шлем. К примеру "малый бацинет", мог служить в качестве опоры под большой топфхелм крестоносца. Cуществовали разновидности с опущенным вниз остриём остроугольника, такие как "клаппвизор" и образец с наносником. C течением времени, появляются вытянутые остриём вперёд бацинеты. Острый угол, обеспечивал комфортное дыхание воину. Такой вид бацинета, обрёл название "хундсгугель" или "собачья морда". К концу IV века появляется "гранд бацинет", который отличался округлённой носовой частью кончика. Для ещё более надёжной защиты, к шлему начали пристёгивать кольчужную бармицу. Она с ещё большей надёжностью защищала нижнюю часть данного рыцарского шлема. Крепление передней части маски было разнообразным. Она могла крепиться как сбоку, так и сверху.

Бикок

Бикок (biquoque) - это закрытый рыцарский шлем, похожий на маску фехтовальщика. Впервые появился в XV веке в Италии, затем переметнулся во Францию и Германию. Бикок можно заметить на боевых картинах столетней войны алой и белой розы.
  Внешний вид рыцарского шлема, походит на овальное яйцо, покрытое маской из сплошных дырочек. Бикок имел надёжный низ для защиты шеи. Это давало ещё более устойчивую оборону при ударах головы. Крепление маски шлема, производилась в основном сбоку за специальный винт. Дизайн шлема, мог иметь незначительные различия в своём внешнем виде. К примеру, за место дырочек в областе глаз, иногда могли быть горизонтальные полоски. В этом же месте, находились зубчатые щели, которые нагнетали ужас на врагов.
  Бикок использовался до 1470 года, после чего заменился арметом и другими видами шлемов.

Бургиньот

Бургиньот - это рыцарский шлем, отличающийся высоким гребнем и длинным козырьком. Впервые появился в XVI веке, в Италии, затем перенялся Германий, Испанией, Голландией, Польшей и всеми остальными европейскими государствами. Бургиньот является прототипом восточных шлемов, который был видоизменён Европой.  Поначалу его носили пехотинцы, позднее конница в битвах и на парадах.
  Внешний дизайн шлема изменялся и даже был очень схож с другими его видами. К примеру многие виды бургиньота, походили на армет и салад. Лишь только высокий гребень и длинный козырёк мог отличить их.
  Бургиньот пережил смутное время России у польской армии с наёмниками. Данный рыцарский шлем, использовался в армиях вплоть до XVII века.

Дзингаса

Дзингаса - это японский боевой шлем из стали треугольной формы. Выглядит как и все другие азиатские шляпы подобной формы. Металлическая часть покрывалась чаще всего чёрной краской или лаком. Дзингасу носили японские воины, чаще всего асигару вооружёнными яри. Данный головной убор, могли также одевать стрелки. Железная шляпа хорошо предохраняла воина от ударов сверху. Ширина дзингасы, могла отлично защитить даже плечи бойца, если сверху при штурме препятствия обрушивался шквал огня. Форма головного убора даже чем-то напоминала одетый щит.
  По дизайну дзингасы были разными. Внешний вид мог различаться по ширине, высоте и длине головного убора. К голове, дзингаса крепилась при помощи cпециального ремешка за подбородок воина.

Жабья голова

Жабья голова - это рыцарский вид шлема, который использовали в рыцарский турнирах c конца XV по XVI век. Его никогда не использовали на войне. Это был чисто турнирный вид шлема. Жабья голова произошла от топфхелма, поэтому имеет очень схожую форму. Но с течением времени, данная защита головы, приобретала разный внешний вид. Существовало множество прототипов, похожих на топфхелм до появления конечной разновидности шлема. Жабья голова прикреплялась цельно к рыцарскому доспеху и воин не мог повернуть в сторону голову. Весь обзор приходился прямо по курсу и всадник мог смотреть только вперёд. Вот поэтому, этот вид шлема, не использовался в реальных битвах на войне.
  Защита жабьей головы была очень надёжная. Этот рыцарский шлем был практически цельным. Лишь его верхняя часть соединялась скрепляющими механизмами. К тому же, по своему внешнему дизайну, шлем был очень красивым и выглядел очень грозно, давая понять врагу, что перед ним, самый достойный противник.

Кабассет

Кабассет (cabasset) - это упрощённый рыцарский шлем, который появился во Франции в XV веке. В военных подразделениях, появилась необходимость защитить воинов, компактным и комфортным для носки шлемом. Такой боевой дружинной, являлись ополченцы, стражники и лёгкие отряды пикинёров.
  Внешний вид кабассета походил на морион и черепник. В отличии от них, данный рыцарский шлем имел незначительный гребень сверху и горизонтальные выступы, обхватывающие окружность. По дизайну, кабассеты могли иметь между собой незначительные отличия. Обычно - это проявлялось больше всего в размере, форме и цвете шлема. Позднее, в Италии, кабассеты тоже получили широкое распространение. Иногда, мастера, их искусно украшали живописью и узорами.

Кабуто

Кабуто (яп. 兜, 冑)- это рыцарский шлем японских самураев. Cамураи также как и западно-европейские рыцари, снаряжались в стальные доспехи. Сам шлем, имел очень интересный дизайн и разделялся на множество разновидностей с течением времени. Помимо самой зашиты головы, на затылке имелись железные пластины, прикрывающие  удары холодного оружия. Сверху кабуто, за место козырька, могли находится длинные рога позалоченого цвета. В лицевой части шлема, могла надеваться железная маска в виде мимики лица. Она была так скорчена, cловно у воина было злое лицо. В сочетании такой комбинации дизайна, в своём великолепии, кабуто наводил настоящий ужас на врагов.

Капеллина

Капеллина (шапель, айзенхут, Eisenhut) - рыцарский шлем в виде металлической шляпы. Это вид защиты головы, был широко распространён в XIII-XVI века. По своей конструкции, шлем не имел никаких масок, забрал и лицевых перегородок. Он был компактен и очень удобен от атакующих ударов сверху. Применялся чаще всего при штурмах замков, когда появлялась необходимость защитить голову и плечи большой окружностью. На макушке капеллины, иногда приделывался дополнительный металл в форме острия. Он позволял ударам отскальзывать вбок по склону острого наконечника. Иногда капеллину использовали рыцари, которые уже были облачены в тяжёлые доспехи и шлем. В таком случае, железная шляпа надевалась поверх ещё одного шлема, для ещё большей надёжности. Капеллину таже могли носить стражники и ополченцы, либо лица, пассивно проявляющие себя в сражениях. По своей стоимости, шлем был недорогим, тем самым, он ещё больше завоевывал себе популярность.

Про рыцарей писалось множество легенд и рассказов, многие из которых дошли до нашего времени.

Мисюрка

Мисюрка - это рыцарский шлем, с тянущейся вниз кольчужной бармицей. Мог иметь различный дизайн от обычного капюшона, до полноценного шлема. В основном мисюрки подразделялись на 2 вида: мисюрки-наплешники и мисюрки-прилбицы. Вся уникальность защиты, заключалась в длинной бармице, которая защищала от ударов. Иногда такую "стальную вуаль", крепили в лицевой части маски. Такие разновидности накидок, встречались на Востоке и Азии (особенно в Турции). Они также отличались заострённой макушкой в виде треугольника. Позднее, мисюрки попали в Европу, но здесь их использовали больше, как дополнительную защиту в виде капюшона. Несмотря на такую внушающую по своей длине бармицу, кольчужная накидка, не могла надёжно защитить воина. При чрезмерно сильном колющем ударе, её всё равно можно было проткнуть. На Кавказе мисюрку использовали вплоть до XIX века.

Морион

Морион ( morion, morrión) - испанский рыцарский шлем, который появился в XVI веке. Имел изогнутые наконечники впереди и сзади, верхняя часть которых, поднималась в области лба. Наверху располагался высокий гребень, надёжно защищавший голову от ударов. Шлем настолько был популярен в Испании, что стал гордостью и почётным атрибутом всей истории данного государства. Морион совместно с кирасой, вовсю одевался испанцами в Новое время, когда громыхала колониальная война в Карибском море у берегов Америки. В этот период, все армии Европы, одевали камзол с треуголками, а Испания была всё ещё предана своему мориону. Некоторые виды этих шлемов, отличались потрясающим внешний видом. Их украшали различным орнаментом и вбивали круглые точки позолоченного цвета.

Норманнский шлем

Норманнский шлем - это рыцарский шлем, имеющий стандартную округлую форму с наносником. Их носили воины в средневековой  Европе с IX по XIV век. По своему дизайну, они могли быть различных видов. Норманнский шлем мог также надеваться с бармицей или на кольчужный капюшон.  В нём находились специальные выемки для крепления дополнительной защиты. Некоторые виды шлемов, могли украшаться живописным орнаментом и гербовой символикой.   Поскольку в XIII веке, большую популярность завоёвывают полностью закрытые доспехи, норманнский шлем заменяется защитой с масками и забралами. Но продолжает существовать с его меньшей видимостью на рыцарях.

Салад

Салад - это рыцарский шлем округлой формы с длинной, поперечной полосой для обзора видимости. Возник в Италии в начале XV века. Салад имел множество разновидностей, отличающимися между собой по внешнему дизайну. Cамым красивым и стильным, являлся германский тип шлема. Он имел полусферическую, рельефную форму с загнутым на конце затылком. На забрале имелась горизонтальна полоса для защиты глаз. В верхней части макушки, находился незначительно выпуклый гребень. Иногда, внизу шлема, на подбородке воина, крепилась дополнительная защита в виде округлой пластины. Она могла быть сделана из различного материала. В такой совокупности, салад приобретал ещё большую, вызывающую внешность. Данный рыцарский шлем, мог украшаться дополнительными украшениями в виде позолоченных точек. Его чаще всего, носили готические рыцари и швейцарские наёмники.
  Из истории, такую же форму как у саладов, можно заметить у немецких боевых касок I и II мировых войн. Они послужили прототипом этого рыцарского шлема.

Топфхелм

Топфхелм (topfhelm, Great Helm, Grand Helm)  - это рыцарский шлем цилиндрической формы в виде ромба. Появился  в XII веке во времена крестовых походов. Практически все рыцарские ордена Европы имели такую форму шлема, поэтому топфхелм является главным атрибутом крестоносцев. Больше всего, он был распространен у кавалерийских всадников, нежели у пехоты. Топфхелм подразделяется на 2 вида: ранний и поздний.

Ранний топфхелм

Это вид стандартного цилиндрического шлема, напоминающего ромб. В лицевой части маски, имел выпуклую часть в форме креста. В этой же части, могла дополнительно прикрепляться стальная пластина крестообразного дизайна. Она окрашивалась жёлтой позолотой, напоминающая крест. Ранний топфхелм, имел смотровые, горизонтальные щели для глаз и маленькие отверстия для дыхательных путей. Данная разновидность шлема, имела плохой обзор и использовалась в основном всадниками. Дискомфорт  также заключался в самом ношении шлема. Ранний топфхелм надевался на уже одетый капюшон из бармицы или стальной, полусферический цервельер. Это был единственный положительный нюанс, в пользу надёжной защиты головы.

Поздний топфхелм

Главное отличие позднего топфхелма от раннего, стала немного иная форма. Из ромбовидного цилиндра, рыцарский шлем в верхней части, приобрёл стальную шапку, а в нижней овальную маску. Поперечные полоски для видимости, остались такими же. Маска стала плоской, без выпуклого углубления вперёд. Поздний топфхелм, стал походить на хоккейную маску вратаря, но только c дополнительной, прямоугольной макушкой. Верхняя часть шлема, могла заостряться на конце.

  Топфхелм, рыцари носили до середины XIV века до тех пор, пока на их смену не пришли бацинеты.

Хундсгугель

Хундсгугель (hundsgugel) - это рыцарский шлем, который очень похож на бацинет, но с более вытянутым передом. По своему дизайну, он имел очень схожую структуру. В отличии от бацинета, конусовидная область носа, была заострена до предела. Такая сильная выпуклость шлема, напоминала клюв птицы.
  Форма хундсгугеля обеспечивала комфортную вентиляцию головы. Воину легче дышалось в таком рыцарском шлеме. Остроконечная форма всех углов, позволяла рыцарю, добиваться максимальной и надёжной защиты. К примеру, при ударе копья вражеского всадника, остриё отскальзывало в сторону за счёт такого, заманчивого вида шлема.  Хундсгугель широко использовали в боевых схватках с XIV по XV век.

Цервельер

Цервельер (cervelliere, hirnhaube) - это стандартный рыцарский шлем обычной полукруглой формы. Впервые появился в Европе и чаще всего использовался в незначительных целях (в основном: оборона, охрана, караул, сопровождение и т. д). Горшкообразный дизайн цервельера, очень походил на норманнский шлем, но без наносника. Его могли использовать в качестве подставки под капюшонную бармицу и топфхелм. Внутренняя часть рыцарского шлема, могла обделываться смягчающей прокладкой из cпециальной материи.
  Цервельер был распространён с XII по XIV век.

Черепник

Черепник - это шлем, который использовался в качестве подкладки под головной убор. Впервые появился в XVI веке в Италии. Он не относился к рыцарской защите головы. Изготавливался из различных видов материи. Черепник имел горшкообразную форму. Его надевали под шляпы и береты. В верхней части макушки, иногда мог иметься дополнительный подклад. Он обеспечивал более устойчивое положение головного убора. В 1640 году, мода перекинулась на все западные государства, где черепник широко использовался в повседневной носке.

Шелом

Шелом - это рыцарский шлем воинов Руси и Азии. С ним связано множество сказаний и легенд про богатырей русских. Практически все юные читатели в детстве, видели на разнообразных картинках  витязей и смотрели про них сказки. Форма шелома напоминает церковный купол, а его верхушка образует остроконечную луковицу. Похожий дизайн шлема, был у народов Азии, воины которых назывались батырами.
  Преимущество шелома, заключалось в надёжности защиты головы сверху. В ходе  этого, было очень тяжело  поразить остроконечный штырь, о который соскальзывало оружие. Недостатком были уязвимые, боковые места шлема. При фланговых ударах, можно было и вовсе опрокинуть шелом с головы витязя. Поэтому в конце XVI века, на смену данного шлема, приходят железные шапки и шишаки.