История костюма. Испокон веков, человечество носило на своём теле разнообразную одежду. C первобытнообщинного строя, ими являлись шкуры животных. Человеку нужна была материя, которая имела качественную и надёжную гарантию в использовании. Тот или иной материал, мог очень хорошо согревать в холодных условиях существования. Но в более тёплых по климату государствах, люди могли одеваться упрощённо и незамысловато. Таким примером, могла служить древнеримская туника и тогу - у мужчин, и стола с паллай - у женщин. C виду, они были очень похожи на обычные белые накидки, но с замысловатым одеянием, крепящуюся к телу. Жители Египта и Индии тоже не выделялись в замороченных нарядах, полагаясь на постоянно жаркий климат. Лишь только у стран Центральной, Северной Европы и некоторых стран Азии, имелся достаточно сложный дизайн в пошиве ткани.
Наиболее красивые и пышные наряды появляются в Эпоху Ренессанса и Новое Время. Знаменитая Бургундская мода Франции XV века, выделяла неотразимые очертания в дизайне одежды. Появляются необычно рельефные одеяния с разнообразными видами обличия. Cредневековые умельцы, придумывают множество головных уборов. Шикарные шляпы с перьями и шапки из ценных шкур животных, в сочетании с красивым нарядом, превращал человека в потрясающе стильным.
Старинная одежда имела множество уникальных названий, которые уже нельзя услышать в современное время.
Сюрко - это длинный плащ-накидка, который носился рыцарями в XII веке.
Его надевали поверх кольчуги и на нём наносился символический герб,
обозначающий cуществующую принадлежность того или иного владельца. Длина
сюрко, составляла в основном протяжённость до колён.
Такой плащ,
предохранял воина от чрезмерного солцепека во время жаркой погоды, где
стальные доспехи достаточно сильно нагревались в жаркую погоду. Плащ,
мог хорошо оберегать путника от дождя, сырости и влаги, так как
кольчуга, имела свойство ржаветь и покрываться коррозией.
Наибольшую популярность сюрко приобретал в крестовых походах. В них
гербовый плащ, с преодолением тяжёлых препятствий, был просто незаменим.
Плундры - это короткие, широкие штаны с вертикальными полосками. Появились в эпоху Ренессанса конца XVI века.
Могли иметь разнообразный дизайн, включая цвет, длину и ширину.
Материалом для изготовления, служила ткань или бархат. Такие укороченные
штаны, являлись самыми вызывающими в истории моды. Их носили
королевские и военные чины. Плундры иногда одевались с железными
доспехами (например с кирасой или нагрудником) и в боевых походах. Внизу
укороченных штанов, "модники" надевали разноцветные чулки и низкие
башмаки, чаще всего тёмного цвета.
Экстравагантный стиль был максимально присущ для исторического периода XVI-XVIII вв, так как наряду с плундрами, вовсю процветала разнообразная, европейская мода данного континента.
Корсет - это нагрудный, женский костюм, обтягивающийся до пояса
(реже до бедра) и имеющий твёрдые, вертикальные пластины. Такой вид
стягивающей одежды, мог иметь шнуровку или застёжки для крепления к
телу. Cам модный дизайн корсета, подчёркивал изящную красоту и
стройность тела. Стильный наряд, подчёркивал женственность и был сильно
популярен в XIX веке. Наибольшая видимость корсета, была распространена в
светском и знатном обществе.
Корсеты могли иметь разнообразный
дизайн как короткого, так и длинного размера. Материалом изготовления
служила мягкая ткань или кожа. Вертикальные пластины в виде полосок,
были сделаны из твёрдых пород дерева или металла.
Постоянное
ношение корсета, вызывало вред здоровью. Регулярное сдавливание костей и
внутренних органов, очень плохо отражалось на его полноценности.
Колет - это старинный жилет XVI-XVII вв., который
обтягивался в талии. Такой вид одежды не имел рукавов и надевался на
дублет (средневековую рубашку). Верхняя часть, состояла из длинного,
взъерошенного воротника. Внешняя сторона колета, могла иметь дырчатые
отверстия и прорези для украшений, и прочих навесных атрибутов (орденов,
цепочек, амулетов..). Существовали также военные разновидности жилетов,
которые были сшиты из бычьей кожи и пропитаны жиром. Это обеспечивало
улучшенную защиту. В России, ношение "колетных жилетов", происходило в
виде кирасирского мундира для всадников.
Ношение колетов, осуществлялось вплоть до XX веков в военных армиях, так как их материал был достаточно тёплым и согревал в холодных условиях.
Дублет являлся первой, плотно прилегающей рубашкой в средние века с 1300 по 1600-е годы.
Первые разновидности, имели длинный дизайн, но позднее, стали
укорачиваться и приобретать приталенную форму. Дублеты, могли
соединяться с шоссами (мужскими колготками), при помощи ремешков и
завязок. Рукава у некоторых накидок были съёмными и в случаи
необходимости, дополнительно пришивались. К XV веку, появляются варианты рубашек с взъерошенным воротником.
Материалом изготовления служила шерсть и лён. Воротник и рукава, иногда шили из дорогостоящей материи. В XV веке дублет мог использоваться как поддоспешник
(одежду надеваемую под доспех). Для более надёжной защиты тела, на него
нашивалась толстая кожа, шёлк и даже металлические куски кольчуги.
Камзол представлял из себя плащ из тонкой материи, тянущегося до колен и облегающего талию. Такой вид одежды впервые появился в XVII веке во Франции, а позднее перенялся всеми Западными государствами. Камзол символизирует Новое Время,
когда вместе с ним, носили пышные шляпы с треуголками, парики, а на
ногах, надевали чулки c кюлотами и высокие ботфорты. Без такого плаща,
нельзя представить линейную пехоту, барабанный марш, мушкетные ружья,
Карибских пиратов, Войну за Независимость Америки и Полтавскую битву.
Камзол носили как гражданские, так и военные люди. Он мог быть
разнообразных цветов и многочисленного дизайна. Материалом для шитья,
служил: шёлк, бархат, сукно. Иногда, обрабатывался живописной вышивкой и
различными украшениями.
В России, камзол вошёл в моду в XVIII веке, когда реформы Петра I, насильно заставили переменить внешний наряд бояр и всего дворянства.
Жабо - это по своей сути, самый первый старинный галстук c
пышными, разветвляющимися кружевами и прямоугольными полосками. Cамые
ранние разновидности, могли иметь дизайн в виде круглого воротника, в
форме белого круга. Жабо возник в европейской моде в XVII веке. Был распространён сначала в мужской, а позднее и в женской моде.
Такой заметно шикарный воротник, красиво гармонировал с камзолом,
платьем, военным мундиром и прочей одеждой того времени. Жабо,
подчёркивал в человеке галантность, образованность и благородный нрав.
Практически всегда, грудное и воротниковое украшение, имело белый цвет.
Кюлоты - это старинные, укороченные штаны чуть ниже колена, которые появились во Франции в XVI веке.
Такие штаны, застёгивались на конце и их могли право носить только
аристократная знать. Внешний дизайн кюлотов, с течением времени
видоизменялся и приобретал различные формы. В конце XVIII века, в моду входят конный вид укороченных штанов. Они появляются по инициативе французкого графа д’Артуа примерно в 1780 году.
Через мундиры прусской армии, кюлоты проникли в постоянный обиход и
ношение к обычному народу. Теперь, штаны застёгивались по бокам
пуговицами и могли иметь разнообразный цвет. В нижней части ноги,
одевались чулки и чёрные туфли на большой пряжке.
В России кюлоты появляются лишь в XVIII веке.
Панье - это окружная дуга из упруго тонких, изогнутых прутьев,
которые придавали пышность женским юбкам. Материалом таких держателей,
могло служить дерево, кость или сталь.
Панье появилось в конце XIV
века в Испании, под влиянием артистического выступления театра. Потом,
дамская мода перетянулась в Англию и Францию. Поначалу, такой наряд
вызывал юмор среди публично многочисленного обозрения. Но позднее, был
успешно одобрен и воспринят в кругу огромного числа лиц. В сочетании с
обтягивающим корсетом, широкий наряд смотрелся невероятно изящно на
прелестных красавицах. Панье крепилось к стянутому корсету, при помощи
застёгивающих пуговиц.
Дизайн внутренних конструкций юбок с годами
менялся. Появляются боковые держатели, которые расширяли панье, делая её
с боков более растянутой. Также возникали варианты, где монтировались
отдельные половины для каждого бедра ноги. Такая эволюция панье,
способствовала увеличению проёмов для входа в каретные салоны.
К 1780 году дуговой держатель заменяют фокю.
Они представляли из себя тыльно крепящиеся подушечки. Благодаря им,
обеспечивался объём наряда. К концу XVIII века, моду пышных юбок
заменяют суженные платья в стиле ампир. И лишь в 1820 году объёмная ширина снова возвращается, где конструкцию держателей, заменяет материал из кринолина ( жёсткая, упругая ткань).
С появлением новых видов тканей, слегка обтягивающих тело и
застёгивающихcя на пуговицы, положили начало новому наряду под названием
декольте. Его смоделировали во Франции в XIV веке, когда королеве Изабеле Баварской,
захотелось внести в состав моды новую изюминку. Постоянно стесняющие
движения и дискомфорт в ношении декольте, заставили значительно изменить
его внешний дизайн. Для этого, портные и дизайнеры, проделали
расширения и большие разрезы в области шеи, и груди наряда. Таким
образом, ношение декольте превратилось в достаточно удобную одежду.
Но такой внешний вид, cтановился откровенным и заманчиво
соблазнительным для мужской половины общества. Это вызвало заметную
критику протестующих цензурщиков, что заставило дам, скрывать открытые
части тела, различной, украшающей атрибутикой. Ими могли быть
разнообразные подвески, бусы, амулеты, броши, жабо и прочие изумительные
украшения.
В XIX веке, мода на декольте упала. На их смену,
в состав гардероба, пришли скромные платья. А сам открытый разрез
груди, перенёсся на спину.
Фишю представлял из себя накидной платок, окутывающий открытую грудь и декольте. Его появление характеризовано в XVII веке,
как наряд, дополняющий, скрывающий женскую часть тела в шейном и
грудном отделе. Однако дамы, могли забавно заигрывать с ним, нарочно
маскируясь, время от времени, приоткрывая платок.
Фишю был
изготовлен из батиста, муслина, кружев и другой похожей ткани. Он мог
также служить материалом для тепла, согревающий в холодную погоду. Его
дизайн мог сочетаться с красивым внешним обликом старинной моды,
гармонируя с великолепными дамскими нарядами и украшениями.