Первые рыцари. В IV веке н.э. Западная Римская империя пала под ударами варваров - германских племён. Многочисленная часть Европы была завоёвана франками. В 800 г. их король Карл Великий стал императором. Многочисленные военные походы нуждались в увеличении числа конницы. Карл и его предшественники, жаловали всадникам новые земли. В IX веке империя Карла распалась. Европа поделилась на много враждующих государств. Крестьяне стали зависимыми от богатых землевладельцев и им пришлось работать на их землях. Воины, служившие у богатых личностей, оберегали крестьян от враждебных набегов. Таким образом в Европе зародилась феодальная система, при котором владельцы земель служили сеньору за полученные от него земли - феоды и были связаны клятвой верности. И землевладельцы, и служившие им вассалы считались - рыцари. К XI веку рыцарство обрело определённость: зависимые крестьяне трудились на рыцаря, а тот нёс службу знати (графу, герцогу или королю).
Сердце рыцаря. В малом (примерно 7-летнем) возрасте мальчика знатного происхождения отдавали жить родственнику, в качестве пажа,где он обучался дисциплинарным манерам. Будучи подростком юноша становился оруженосцем рыцаря и набирался навыком владения боя (метания дротиков,cтойкости,поднятия тяжестей, акробатики, борьбе, бою с различным видом холодного оружия) и ухода за военными атрибутами. Оруженосец помогал одевать рыцарю доспехи и даже прикрывал его в случае ранения. При исполнении 20-летнего возраста юноша,овладевший всем мастерством посвящался в рыцари.
Первые рыцари надевали боевое облачение собственноручно
(одевали кольчугу через голову и застёгивали доспехи на своём
туловище). При появлении пластинчатой брони,облачаться воину приходилось
при помощи оруженосца. Рыцарские доспехи крепились на тело с помощью
шнуровки, ремней и застёжек. Только надёжная защищённость железной бронёй, могла осуществлять выход рыцаря на полную боевую готовность.
Оружие рыцаря. Несомненно, что главным оружием и символом рыцарства был меч. До конца XIII века воины бились режущими мечами, но вот когда у рыцарей появилась пластинчатая броня, то режущие мечи уступили место колющим, которые пробивали доспехи между плаcтинами. Для оглушающего удара иногда использовали палицу, но по началу рыцарь на коне с разбегу атаковал врага копьём. В средние века копья удлинялись, а позднее ни них появились маленькие, круглые щитки, которые прикрывали руку. В бою также использовались короткие топоры у всадников, а у пехотинцев длинные, двуручные топоры.
Рыцарь фото
Иногда в бою воины выстраивали целую "колючую" барикаду из высталенных наперёд копий, что позволяло в какой-то мере остановить натиск бегущей конницы. Поэтому атакующая армия противника старалась поначалу сбить пикинёров, чтобы те не мешали остановить их быстрых всадников.
Лучник мог достигать скорость до 12 выстрелов в минуту(стрелы большого лука достигали далность стрельбы до 300 м), а арбалетчик всего 2 выстрела за это время. Но стрелы арбалета били сильнее. Иногда натяжение арбалета требовало очень большой физической силы, да такой большой, что стрелкам приходилось использовать для этого специальные приспособления. Стрельба из арбалета требовало гораздо меньшей подготовки, чем из лука.
Первые нанесённые изображения, были достаточно простыми и не содержали сложных орнаментов. Гербы могли передаваться по наследству от отца к сыну. После 1180 года символика начала распространяться в города. Эмблему могли иметь населённые пункты, ремесленные мастерские, религиозные общины и даже церковные служители. Появились даже штамповые печати, имеющие такое же изображение, что и гербы.
В рыцарских турнирах, гербовым рисункам отводилась определённая роль. Перед состязаниями, устраивались целые парады разнообразных изображений с вступительным, духовым аккомпанементом. В такие праздничные зрелища, живописными рисунками украшали: знамёна, лошадей, покрывала, копья, доспехи, плащи и разнообразные накидки.
Символ той или иной принадлежности красивого рисунка, демонстрировали участники, представляющие честь своего сеньора или рыцаря. Переодевшись в шкуры животных или фантастических существ, они почётно несли большое знамя. В моду входят изображения с щитодержателями. На них наносились рисунки с львами, драконами, cобаками, птицами или просто людьми, которые держат щит. Такие орнаменты, ещё больше подчёркивали духовную силу её совладельца.
К XVIII веку популярность гербов значительно снижается, а вскоре и вовсе вытесняется с появлением мелких украшений в виде монограмм, значков и орденов.С древнейших времён, человеку была необходима защиты головы с появлением
холодного оружия. Дубины, копья, каменные молотки и топоры, в ходе войн
между различными государствами, внедрили воинам придумать рыцарский шлем. Сам термин "рыцарь" и "рыцарский" появился лишь в более поздние средневековые времена. А до этого, в древнейшие века шлем называли "защитным головным убором".
Первые экземпляры мастерили из материала кожи, дерева, шкур животных и
даже бумаги. Их можно было встретить у древних народов Шумер, Египта, Ассирии
и кочевников, начиная с III тысячелетия до н. э. После того, как
научились изготавливать металл, шлем постепенно начинал приобретать
стальной материал. Шлем значительно изменялся в форме и у разных народов
он приобретал своеобразные фигуры.
Самым впечатляющим являлся средиземноморский шлем народов Древней Греции и Рима.
По дизайну, его легко узнать по гребню, высоко взъерошенному вверх. У
богатырей на Руси, шлемы представляли из себя полусферическую форму,
похожих на церковные купола. Их называли ерихонками и шеломами. В странах Азии и Востока, тоже появилась своеобразная защита головы. Прилбицы и мисюрки имели бармицу (кольчужную накидку, закрывающую шею, плечи и затылок).
Сфероцилиндрические и шаровидные шлемы, тоже отличались уникальностью. Их заострённые концы сверху имели забавную рельефность.
В средние века, в Европе появляются множество различных рыцарских
шлемов со своими личными названиями. Шлем рыцаря мог отличаться своеобразной уникальностью. C каждым их них, читатель может
подробно познакомиться, в нижних заголовках.
Барбют - (англ. Barbute итал. Barbotto)
- итальянский пехотный шлем XV в., в значительной мере закрывающий лицо
за счёт развитых нащёчников. Шлем имел Т-образный вырез в передней части
лица для глаз и дыхательных путей воина. Верхняя часть имела
полусферическую форму с небольшим гребнем в центре для обеспечения
соскальзывания рубящих ударов холодными орудиями сверху. Лицевая часть
шлема могла незначительно прикрыть лицо от колющих и режущих ударов,но
не так сильно если бы на этом месте находилось "забрало с маской" или
узкие вырезы (в виде щелей) например как у топфхелма.
Барбюты ковались разной формы - от полностью открывающих лицо до полностью закрывающих его, он был чисто пехотным шлемом.
Бацинет (Bascinet) - это рыцарский шлем XIV века, с выпуклой частью в области носа. Он является самым заманчивым разновидностью шлема. Самые ранние образцы, представляли из-себя вспомогательное дополнение под более огромный шлем. К примеру "малый бацинет", мог служить в качестве опоры под большой топфхелм крестоносца. Cуществовали разновидности с опущенным вниз остриём остроугольника, такие как "клаппвизор" и образец с наносником. C течением времени, появляются вытянутые остриём вперёд бацинеты. Острый угол, обеспечивал комфортное дыхание воину. Такой вид бацинета, обрёл название "хундсгугель" или "собачья морда". К концу IV века появляется "гранд бацинет", который отличался округлённой носовой частью кончика. Для ещё более надёжной защиты, к шлему начали пристёгивать кольчужную бармицу. Она с ещё большей надёжностью защищала нижнюю часть данного рыцарского шлема. Крепление передней части маски было разнообразным. Она могла крепиться как сбоку, так и сверху.
Бикок (biquoque) - это закрытый рыцарский шлем, похожий на
маску фехтовальщика. Впервые появился в XV веке в Италии, затем
переметнулся во Францию и Германию. Бикок можно заметить на боевых
картинах столетней войны алой и белой розы.
Внешний вид рыцарского
шлема, походит на овальное яйцо, покрытое маской из сплошных дырочек.
Бикок имел надёжный низ для защиты шеи. Это давало ещё более устойчивую
оборону при ударах головы. Крепление маски шлема, производилась в
основном сбоку за специальный винт. Дизайн шлема, мог иметь
незначительные различия в своём внешнем виде. К примеру, за место
дырочек в областе глаз, иногда могли быть горизонтальные полоски. В этом
же месте, находились зубчатые щели, которые нагнетали ужас на врагов.
Бикок использовался до 1470 года, после чего заменился арметом и другими видами шлемов.
Бургиньот - это рыцарский шлем, отличающийся высоким
гребнем и длинным козырьком. Впервые появился в XVI веке, в Италии,
затем перенялся Германий, Испанией, Голландией, Польшей и всеми
остальными европейскими государствами. Бургиньот является прототипом
восточных шлемов, который был видоизменён Европой. Поначалу его носили
пехотинцы, позднее конница в битвах и на парадах.
Внешний дизайн
шлема изменялся и даже был очень схож с другими его видами. К примеру
многие виды бургиньота, походили на армет и салад. Лишь только высокий
гребень и длинный козырёк мог отличить их.
Бургиньот пережил
смутное время России у польской армии с наёмниками. Данный рыцарский
шлем, использовался в армиях вплоть до XVII века.
Дзингаса - это японский боевой шлем из стали треугольной формы.
Выглядит как и все другие азиатские шляпы подобной формы. Металлическая
часть покрывалась чаще всего чёрной краской или лаком. Дзингасу носили
японские воины, чаще всего асигару вооружёнными яри. Данный головной
убор, могли также одевать стрелки. Железная шляпа хорошо предохраняла
воина от ударов сверху. Ширина дзингасы, могла отлично защитить даже
плечи бойца, если сверху при штурме препятствия обрушивался шквал огня.
Форма головного убора даже чем-то напоминала одетый щит.
По
дизайну дзингасы были разными. Внешний вид мог различаться по ширине,
высоте и длине головного убора. К голове, дзингаса крепилась при помощи
cпециального ремешка за подбородок воина.
Жабья голова - это рыцарский вид шлема, который
использовали в рыцарский турнирах c конца XV по XVI век. Его никогда не
использовали на войне. Это был чисто турнирный вид шлема. Жабья голова
произошла от топфхелма, поэтому имеет очень схожую форму. Но с течением
времени, данная защита головы, приобретала разный внешний вид.
Существовало множество прототипов, похожих на топфхелм до появления
конечной разновидности шлема. Жабья голова прикреплялась цельно к
рыцарскому доспеху и воин не мог повернуть в сторону голову. Весь обзор
приходился прямо по курсу и всадник мог смотреть только вперёд. Вот
поэтому, этот вид шлема, не использовался в реальных битвах на войне.
Защита жабьей головы была очень надёжная. Этот рыцарский шлем
был практически цельным. Лишь его верхняя часть соединялась
скрепляющими механизмами. К тому же, по своему внешнему дизайну, шлем
был очень красивым и выглядел очень грозно, давая понять врагу, что
перед ним, самый достойный противник.
Кабассет (cabasset) - это упрощённый рыцарский шлем,
который появился во Франции в XV веке. В военных подразделениях,
появилась необходимость защитить воинов, компактным и комфортным для
носки шлемом. Такой боевой дружинной, являлись ополченцы, стражники и
лёгкие отряды пикинёров.
Внешний вид кабассета походил на морион и черепник.
В отличии от них, данный рыцарский шлем имел незначительный гребень
сверху и горизонтальные выступы, обхватывающие окружность. По дизайну, кабассеты
могли иметь между собой незначительные отличия. Обычно - это
проявлялось больше всего в размере, форме и цвете шлема. Позднее, в
Италии, кабассеты тоже получили широкое распространение. Иногда,
мастера, их искусно украшали живописью и узорами.
Кабуто (яп. 兜, 冑)- это рыцарский шлем японских самураев. Cамураи также как и западно-европейские рыцари, снаряжались в стальные доспехи. Сам шлем, имел очень интересный дизайн и разделялся на множество разновидностей с течением времени. Помимо самой зашиты головы, на затылке имелись железные пластины, прикрывающие удары холодного оружия. Сверху кабуто, за место козырька, могли находится длинные рога позалоченого цвета. В лицевой части шлема, могла надеваться железная маска в виде мимики лица. Она была так скорчена, cловно у воина было злое лицо. В сочетании такой комбинации дизайна, в своём великолепии, кабуто наводил настоящий ужас на врагов.
Капеллина (шапель, айзенхут, Eisenhut) - рыцарский шлем в виде металлической шляпы. Это вид защиты головы, был широко распространён в XIII-XVI века. По своей конструкции, шлем не имел никаких масок, забрал и лицевых перегородок. Он был компактен и очень удобен от атакующих ударов сверху. Применялся чаще всего при штурмах замков, когда появлялась необходимость защитить голову и плечи большой окружностью. На макушке капеллины, иногда приделывался дополнительный металл в форме острия. Он позволял ударам отскальзывать вбок по склону острого наконечника. Иногда капеллину использовали рыцари, которые уже были облачены в тяжёлые доспехи и шлем. В таком случае, железная шляпа надевалась поверх ещё одного шлема, для ещё большей надёжности. Капеллину таже могли носить стражники и ополченцы, либо лица, пассивно проявляющие себя в сражениях. По своей стоимости, шлем был недорогим, тем самым, он ещё больше завоевывал себе популярность.
Про рыцарей писалось множество легенд и рассказов, многие из которых дошли до нашего времени.
Главное отличие позднего топфхелма от раннего, стала немного иная форма. Из ромбовидного цилиндра, рыцарский шлем в верхней части, приобрёл стальную шапку, а в нижней овальную маску. Поперечные полоски для видимости, остались такими же. Маска стала плоской, без выпуклого углубления вперёд. Поздний топфхелм, стал походить на хоккейную маску вратаря, но только c дополнительной, прямоугольной макушкой. Верхняя часть шлема, могла заостряться на конце.
Топфхелм, рыцари носили до середины XIV века до тех пор, пока на их смену не пришли бацинеты.