Главной особенностью страны инков была громадная горная цепь - Анды, покрытые вечными cнегами. В этом регионе Южной Америки высокого уровня развития достигли несколько культур: Чавин, Моче, Наска и Чиму, но самой выдающейся из них стала культура инков. Около 1200 года племена инков, обитавшие в Андах, объединились под властью одного правителя, носившего титул Сапа-инки. Он жил в столице Куско и почитался как живой бог - "сын солнца". Начало завоеваниям инков положил в 1438 году Пачакутеи Юпанки. В течение нескольких лет была создана империя, протянувшаяся на 3500 км вдоль побережья Тихого океана и охватившая территорию большей части Эквадора, Перу, Боливии и Чили.
Инки верили, что их правители ведут свой род от бога солнца Инти, и обожествляли их при жизни. Титул Сапа-инка означал "верховный" или "божественный". Cапа-инка носил специально сотканные для него одежды одежды, а в его уши были вдеты огромные золотые диски. У него было много жён, но чтобы не смешивать кровь солнца, власть и титул Сапа-инки наследовал только сын сестры-супруги императора - койи.
Куско вырос в огромный город из деревни. Считалось, что в плане город напоминал очертаниями пуму, с крепостью Саксауман на месте головы. Она была построена из каменных блоков. Во время землетрясений они слегка сдвигались и возвращались на место. В центре была Хаукайпата, или Святое место, - площадь, где происходили все важные церемонии. В городе находились и царские дворцы и величественные храмы. Cад при храме бога солнца украшали птицы, ламы и початки маиса, сделанные в натуральную величину, из золота и серебра.
Инки покрыли всю империю сетью пешеходных дорог. Через реки инки строили каменные мосты, а над пропастями вешали мосты из скрученных лиан. Каменщики сначала придавали глыбам камня нужную форму, а затем полировали их мокрым песком. Вдоль дорог ставили дома для отдыха путников - тамбо. В каждом тамбо постоянно дежурили два гонца-скорохода, готовых срочно доставить в Куско сообщение из любой точки империи. Cменяя друг друга, такие гонцы проходили за день 240 км. Гонец, трубя в раковину, извещал о своём приближении к тамбо. Это означало, что следующий гонец должен был немедленно его сменить.
Висячие мосты инков над горными ущельями и бурными реками частично сохранились до наших дней.
У инков было высокоорганизованное общество. Каждый занимал своё место и знал, что от колыбели до могилы он будет окружён заботой. Cирот воспитывали, инвалиды и старики получали пищу и одежду с царских складов. В ответ каждый должен был трудиться в полную силу. Всем находили подходящую работу. Правители инков были убеждены, что безделье - это путь к беде, и следили, чтобы люди были заняты.
Музыканты инков играли на флейтах, свистульках, свирелях, тамбуринах, барабанах, трубах и колокольцах. На озёрах ловили многочисленную рыбу в лодках, сделанных из связок сухого камыша, скреплённых верёвками. Свежий улов гонцы доставляли к столу своего правителя в Куско. Единственными вьючными животными у инков были ламы. Шерсть альпака шла на изготовление тёплой одежды.
Напиток чича готовили женщины. пережёвывали зерно в массу, сплёвывали её в тёплую воду и, cливая в кувшин, процеживали. Для "обитателей солнца" отбирали девушек. Там они жили, пряли и ткали одежду для императора. Женщины часто занимались врачеванием с помощью трав и кореньев.
Искусные умельцы изготовляли невообразимо красивые ножи с невероятно необычным внешним дизайном. К примеру в государстве Чиму (столицы Чан-Чан) делали золотые ножи, украшенные бирюзой в виде фигурки индейца в богатом одеянии.
У инков не было письменности. Они передавали сообщения с помощью узлов - кипу. К верёвке привязывали разноцветные шнурки с одинарными, двойными и тройными узелками. По их расположению и числу можно было узнать, к примеру, сколько у кого-то было лам. "Читать" кипу могли не все, а только специалисты - кипукамайок.
Верховным богом инков было солнце. Главным святилищем - Кориканча, храм Солнца в Куско. Но существовали и другие боги, и богини: мать Луна, мать Земля и бог Гром. Инки знали, что богов нужно почитать, иначе те в наказание нашлют болезни и неурожай. Каждому случаю жизни соответствовали свои обряды, во время которых богам возносились молитвы и хвалы. Жрецы приносили чёрных лам в жертвы богам. В ноябре, месяце мёртвых, религиозные процессии несли мумии умерших вождей.
В Андах крестьяне возделывали поля на вырубленных в горных склонах террасах. Поля орошались сложной системой ирригационных каналов. Инки в основном питались тем, что выращивали сами. Главной культурой был маис, которые сеяли в долинах. В горах, где слой почвы был тоньше, cажали картофель и другие корнеплоды. Инки растили также тыквы, бобы, помидоры, авокадо, арахис, стручковый перец и какао-бобы. Бананы и гуаяву привозили из тропических стран, на восток от Анд. Кроме того, инки охотились и ловили рыбу.
Февраль - март |
Апрель - май |
Июнь - июль |
Август - сентябрь |
Октябрь - ноябрь |
Декабрь - январь |
---|---|---|---|---|---|
Птиц отгоняли от маисовых полей барабанным боем. В эти месяцы выкапывали ранний картофель и корнеплоды. |
Початки кукурузы собирали и укладывали в корзины на зиму. На уборке урожая работали все - мужчины, женщины и дети. |
Закладка на хранение картофеля, После уборки урожая - чистка и ремонт ирригационных каналов.
|
Мужчины пахали ножным плугом, женщины сеяли. После посевной индейцы молились о хорошем урожае |
Появление первых всходов маиса. Женщины прочищали ирригационные каналы. |
Для хорошего урожая всходы нужно было пропалывать. На прополке трудились всей семьёй. |
Индейцы Чиму вторгнуться в империю инков. Однако наследник престола Юпанки разрушил их крепость и спас свой народ от завоевания. Но испанский конкистадор Франсиско Писссаро прибыл с отрядом из 200 человек в 1532 году, войско которого за несколько лет сокрушило могучую империю инков.