Древняя Америка. Древнейшие жители Северной Америки переселились туда из Азии не менее 20 000 лет тому назад. Тогда континенты Азии и Америки соединял перешеек, оказавшийся в последний ледниковый период под поверхностью моря. Охотники кочевали вслед за животными, которые были для них источником существования.
Охотники-собиратели постепенно заселили Северную и Южную Америки. Первооткрыватели Америки ошибочно назвали их индейцами. Теперь нередко употребляется более точное обозначение - коренные американцы. Племена индейцев освоили горы и равнины, леса и пустыни, болота и тундру. Одни стали фермерами, другие жили сельскими общинами или уехали в города. А многие так и остались охотниками-собирателями, предпочитая пищу, которая даёт им природа.
Около 1000 года н.э. Лейф Эриксон, викинг из Гренландии, первым из европейцев ступил на землю Америки. После нескольких суровых зимовок он и его спутники покинули континент.
Дикие лошади вымерли на этом континенте в доисторические времена. В 1500
году лошадей привезли с собой в Центральную Америку испанцы. Часть
лошадей добралась до Великих равнин.
В жестоком северном климате племена инуит (эскимосы) идеально приспособились к жизни на земле вечной мерзлоты у покрытого льдами моря. Они охотились и ловили рыбу. Главным источником пищи были тюлени, из шкур оленей карибу шили одежду. Зимой, кочуя в поисках зверя, строили временные круглые, куполообразные дома из снеговых плит (иглу), которые укладывались по спирали. Иногда они были с несколькими комнатами. Жили и в хижинах из камней, жердей, дерна или в вигвамах.
Земли, где обитали племена Великих равнин (дакота, кроу, черноногие), простирались от Скалистых гор до долины Миссисипи. Равнины изобиловали оленями, волками и бизонами. Люди жили в основном на окраинах равнин и вдоль реки Миссури. Они сажали культурные растения, летом собирали и дикие плоды. Раз или в два в год охотились на бизонов. Мясо заготавливали на зиму, а из шкур шили одежду и строили жилища - типи.
У индейцев оджибве жилища были куполообразные, крытые циновками из тростника или корой. Каноэ - из коры, на каркасе из дерева.
Около III века н.э. в долине Огайо на сменам племенам адена пришли племена хоупвелл. Они известны захоронениями в земляных курганах (до 12 м высотой) особой формы, например Курган Большой змеи. Длина самого большого из них достигала 400 м. Хоупвелл были энергичными торговцами, товары везли издалека - со Скалистых гор, Великих озёр, Мексиканского залива и с далёкого севера. Были у них и талантливые ремесленники. По неизвестным причинам культура хоупвелл исчезла к середине VI века до н.э.
Культура начала VIII века н.э. названа по великой реке, протекающей по области её распространения. Жители этих мест в основном возделывали кукурузу, но построили и города - Кахокию, Этовах и Спиро. Для этой культуры были характерны прямоугольные земляные платформы, служившие основанием для храмов из дерева и соломы. Дома правителей и знати стояли на платформах поменьше. Кахокия во времена расцвета насчитывал около 10 000 жителей.
На жарком и сухом юго-западе развились две крупные культуры - хохокам и анасази. В Снейктауне, главном селении хохокам, строили площадки для ритуальных танцев, платформы и производили ткани из хлопка. Cильным было влияние культуры Мексики. Анасази около 750 года начали строить дома из кирпича-сырца (адоба). В пуэбло (поселках) устраивали с религиозными целями большие подземные помещения - кивы. Иногда пуэбло как например в Меса-Верде, высекали в скалах.
Индейцы верили, что всем на земле управляют могущественные духи. Земледельцев интересовали духи, обеспечивающие урожай, охотники нуждались в покровительстве своих духов. Посредниками между людьми и миром духов были колдуны и колдуньи, умевшие общаться с духами, врачевать и предсказывать будущее. Они носили пышные головные уборы с рогами, мехом и перьями, и разрисовывали тело священными знаками. C cобой у них всегда была сумка из меха выдры с талисманами, травами и красками для татуировки.
Летом северные охотники жили в вигвамах из оленьих шкур. Женщины обрабатывали шкуры, мужчины изготавливали орудия труда. Чтобы подобраться к стаду карибу, охотникам приходилось маскироваться под оленя. Зимой их многочисленные стада кочевали на юг. Рыбаки ловили лосося, пронзая рыбу трёхметровыми копьями на речных порогах. Индейцы маках из Озетте охотились на китов при помощи гарпунов и громадных лодок каноэ. Один кит обеспечивал деревню мясом, жиром и костями для изготовления орудий труда. Инуит охотились на моржей, плавая на каяках или каноэ из тюленьих шкур, натянутых на деревянный каркас. Индейцы хоупвелл торговали зубами аллигаторов, которые они находили в топях Флориды.
По берегам Великих озёр рос дикий рис. В конце лета женщины на каноэ собирали урожай. Индейцы пуэбло использовали ирригацию, чтобы растить тыкву, фасоль и кукурузу. Желуди шли в пищу. Их очищали высушивали и смалывали в муку. перед выпечкой её вымачивали для устранения дубильной кислоты.
В лесных районах северо-востока женщины племени ирокезов растили кукурузу, тыкву и бобы; мужчины охотились на оленей и диких индеек. Жили ирокезы в длинных домах их жердей, крытых корой вяза.
Жители Этоваха изготовляли краску для разрисовки татуировок.