Царство Кхмеров

Города-храмы Ангкора вознеслись над равниной в эпоху более чем 600-летнего расцвета культуры кхмеров. Кхмерское царство возникло на землях современной Камбоджи и впервые заявило о себе как о могущественном государстве при царе Джаявармане II (802-850). В результате многолетних торговых связей с Индией кхмеры немало заимствовали у индийцев, особенно в области религии и архитектуры.
  Джаяварман провозгласил себя царём-богом, благословлённым индуистским богом Шивой, и обеспечил этим законность власти и преданность народа. Дважды в день царь появлялся в золотом окне, чтобы вершить дела и выслушивать просьбы и жалобы. Кхмерские цари развернули грандиозное строительство храмов, не забыв и о собственных дворцах. Жизнь большинства кхмеров стала служением царю-богу. Благодаря хитроумной ирригационной системе земледельцы кормили целую армию священнослужителей, придворных и ремесленников, живших в великолепных дворцах-храмах.
  Cлонов использовали для переноски тяжёлых грузов и на охоте. Павлиньи перья высоко ценились за их великолепную окраску. Школьники писали на пальмовых листьях.

Ангкор-Ват

Ангкор-Ват (город-храм) - это гигантский комплекс храмов и дворцов, где жили цари-боги и где их погребали перед воссоединением с небесными богами. Строил его Сурьяварман II около 1113 года. Здания из камня и кирпича украшали барельефы с изображениями индуистских богов, войн и пышных царских процессий. На стенах храма для ублажения богов были вырезаны изображения небесных танцовщиц-апсар. Буддизм широко распространился у кхмеров в XII веке. Ангкор-Ват был окружён глубоким рвом, а ведущую к небу дорогу обрамляли скульптуры семиголовых наг. Нага - это мифическая змея, cимвол животворного духа воды, прототипом которой в индийской мифологии была кобра. На одной из 50-ти башен храма Байон, на каждой их 4-х сторон был изображён образ царя Джаявармана VII (1181-1218), завершившего возведение Ангкора. Он был буддистом, а не индуистом,  как другие кхмерские цари.
  Китайский посол Чжоу Дагуань посетил Камбоджу в 1296 году и составил детальное описание увиденного.
  Ангкор-Ват нашёл в 1861 году французский натуралист Анри Муо, поверившим невероятным рассказам о "потерянном городе" в гуще джунглей.

Вода - символ жизни

  Вода играла важную роль в жизни кхмеров. Каждый год во время муссонных дождей, с мая по октябрь, река Меконг разливалась и покрывала землю плодородным илом. При ежегодных разливах озера Тонлесап рыбу собирали корзинами. Многие семьи селились по берегам озера в свайных хижинах из тростника. После паводка на удобренные поля высаживали рис. Дождевую воду собирали в водоёмы для орошения полей в период засухи. Индраварман I  построил сложную систему водоёмов, служившую для орошения рисовых полей. Жаркий климат вынуждал людей часто купаться. При раскопках дворцов обнаружены остатки 800 прудов и бассейнов.

Оборона и противостояния

  В 1177 году тьямы поднялись на судах вверх по Меконгу и внезапно напали на Ангкор. Позднее их изгнал Дваяварсан VII.

  В 1431 году в Камбоджу вторглись сиамцы и разграбили Ангкор-Ват. Это знаменовало конец империи. Кхмерам пришлось мигрировать к югу в район Пномпеня.